स्मृतिपरिशुद्धौ स्वरूपशून्येवार्थमात्रनिर्भासा निर्वितर्का ॥ १.४३॥
smṛtipariśuddhau svarūpaśūnyevārthamātranirbhāsā nirvitarkā .. 1.43..
С. Вивекананда (старый перевод): Самадхи, называемое "без рассуждения" [приходит], когда память очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе только значение [предмета размышления].
С. Вивекананда (новый перевод): Самадхи, именуемое "невопрошающее", [наступает], когда память очищена, а внимание сосредоточено только на смысле объекта, а не на его качествах.
Е. Островская & В. Рудой: Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
Б. Загуменнов: Нирвитарка-[самапатти – то самапатти, в котором] при полном очищении памяти, [читта], как бы лишенная своей собственной природы, освещает лишь объект.
К. Свенссон: Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
А. Бейли: Восприятие без такого рассуждения достигается, когда память более не управляет, слово и объект превзойдены и присутствует лишь идея.
Б. К. С. Айенгар: В нирвитарка самапатти познается различие между памятью и светом разума; память очищается, и сознание сияет неотраженное.
А. Ригин: Когда память очищена и имеет свою собственную природу, (она) пуста как суть самого объекта. Это – сияющее "достижение без рассуждения" (Нирвитарка самапатти).
С.С. Сарасвати: После очищения памяти, когда ум как бы лишен осознания себя и ис- тинное знание объекта единственно светится внутри, это есть нирвитарка.
А. Фальков: Неаргументированные условия возникают, когда память свободна от слов, заключений и вмещает только значения.
А. Сантэм, А. Учен, А. Омури: Созерцание без размышления наступает тогда, когда сознание отстранено от известных свойств и качеств объекта созерцания.
Ганганатха Джха: Когда при исчезновении памяти "соединение" становится словно лишённым своего собственного характера и предстаёт в форме одной вещи, это называется "Непоколебимостью".
Т.К.В. Дешикачар: Когда направление разума на объект будет длительным, идеи и воспоминания прошлого постепенно отступят. Разум становится кристально чистым и неотделимым от объекта. В этот момент нет ощущения себя. Остается только чистое восприятие.
Раммурти Мишра (перевод с англ. Д.Бурбы и М.Осиновского под ред. В.Винницкого): Мысленная трансформация "без умозаключения" – такая, в которой субстанция разума, лишенная материальной природы, сияет так, как если бы она была единственным объектом медитации, Пуруша-вишешей, Ишварой, "Я".